- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие, виды и характеристика объекта административного правонарушения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007011 |
Тема: | Понятие, виды и характеристика объекта административного правонарушения |
Содержание
Титульник Содержание Введение ……………………………………………………………………3 1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения …4 1.1 Понятие и общая характеристика признаков административного правонарушения ………………………………………………………………….4 1.2 Состав административного правонарушения ……………….……...11 2. Объективные признаки состава административного правонарушения ……………………………………………………………………….……………15 2.1 Понятие, виды и характеристика объекта административного правонарушения ………………………………………………………….…….15 2.2 Характеристика объективной стороны административного правонарушения …………………………………………………………..……19 2.3. Характеристика факультативных признаков объективной стороны административного правонарушения …………………………………………22 Заключение …………………………………………………….…………26 Список использованной литературы …………………………….…….28 Введение В настоящее время в ходе осуществления в стране политической, административной и экономической реформ подвергаются изменениям регулируемые административным правом отношения и ответственность за совершение административного правонарушения. Поэтому так актуально изучение такой важной темы как административное правонарушение. Предметом курсовой работы является административное правонарушение. Целью работы является всестороннее исследование элементов состава административного правонарушения, а также изучение объективных признаков административного правонарушения. Для достижения цели, определились следующие задачи: 1. рассмотреть нужные и относящиеся к теме работы статьи действующего Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также изучить научную и учебную литературу; 2. раскрыть понятие, признаки, состав административного правонарушения; 3. охарактеризовать объективные признаки состава административного правонарушения. Цели и задачи определили структуру работы, она состоит из: введения, где указана актуальность темы, цели и задачи; двух глав, заключения и списка использованной литературы. При проведении исследования использовались такие методы как исторический, сравнительный, социологический, статистический, аналитический и другие. 1. Понятие, признаки и состав административного правонарушения Понятие и общая характеристика признаков административного правонарушения Понятие административного правонарушения сформулировано законодателем в ч.1 ст. 2.1. КоАП РФ. Им признается противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Данная норма называет общие признаки, присущие всем административным правонарушениям, отличающие последние от правомерного поведения. Это: противоправность, виновность и административная наказуемость деяния, признаваемого законодателем административным правонарушением. Названные признаки являются необходимыми, но не достаточными для определения административного правонарушения. В них содержится лишь формально-юридическая характеристика последнего. Если при определении сущности административного правонарушения ограничиться только этими признаками, то мы не сможем получить ответа на вопрос: «Почему именно то или иное деяние признается законодателем административным правонарушением»? «Любое ли деяние он может признать правонарушением и запретить его под страхом наказания?», «Чем должен руководствоваться законодатель, определяя деликтность того или иного деяния, устанавливая за него менее или более строго наказание?», «Какое свойство содеянного предопределяет назначение правоприменителем по конкретному делу более или менее строгого наказания (из числа предусмотренных санкцией соответствующей статьи КоАП), а иногда и освобождение лица, совершившего противоправное, виновное, административно наказуемое деяние от административной ответственность (ст. 2.3. КоАП РФ)»? Ответы на эти вопросы предполагают признание за административным правонарушением помимо формальных, юридических признаков такого материального (сущностного) признака как общественная опасность (вредоносность). Представляется, что отсутствие в ч. 1ст. 2.1. КоАП РФ прямого указания на этот признак, с одной стороны обусловлено, а с другой – обусловливает существующие многие десятилетия в административно-правовой науке различия во взглядах на сущность административного правонарушения. Так, по мнению одних авторов, административные правонарушения лишены признака общественной опасности и это отличает их от преступлений. Сторонники такой точки зрения ограничиваются признанием за административным правонарушением лишь формально-юридических признаков (противоправность, виновность, наказуемость). Другие авторы полагают, что признак общественной опасности присущ лишь некоторым видам административных правонарушений (например, правонарушения, посягающие на безопасность дорожного движения). Большинство административных правонарушений, по их мнению, нельзя признать общественно опасными. Вместе с тем, они признают, что “… каждое административное правонарушение причиняет вред конкретному объекту или создает угрозу причинения такого вреда”. Таким образом, они фактически разделяют точку зрения ученых, включающих в определение административного правонарушения такой его признак как вредоносность (считая, что общественная опасность свойственна только преступлениям). Исследуя общие признаки всех видов правонарушений, специалисты в области теории права в качестве важнейшего из них признают общественную опасность или вредоносность деяния. Именно это свойство приводит к запрещению такого деяния под угрозой наказания. Общественную опасность как неотъемлемое свойство всех видов правонарушений (в том числе административных) признают и многие представители уголовно-правовой науки, указывая лишь на различия характера и степени этой опасности (вреда сложившимся общественным отношениям). Не чуждо признание свойства общественной опасности как сущностного (материального) признака административного правонарушения и представителям административно-правовой науки. Таким образом, обзор существующих в юридической науке мнений по рассматриваемому вопросу свидетельствует о признании значительной частью ученых-правоведов общественной опасности деяния в качестве признака административного правонарушения. Попытки сторонников приведенных выше точек зрения признать общественную опасность лишь за некоторыми видами административных правонарушений или ограничиться признанием этих правонарушений “вредоносными”, но не общественно опасными представляются неконструктивными по следующим соображениям. Что касается наделения признаком общественной опасности лишь некоторых правонарушений и отрицания его наличия у других, то следует заметить, что сторонники такого подхода не называют какого-либо объективного критерия их разграничения. Вопрос о том, какие же административные правонарушения следует считать общественно опасными, а какие не являются таковыми (и почему) остается без убедительного ответа. Относительно концепции признания за административными правонарушениями признака «вредоносности» и отрицания их общественной опасности следует заметить, что она не имеет самостоятельного предметного содержания, отличающего её от позиции авторов, признающих административное правонарушение общественно опасным деянием. Различия между ними носят не сущностный, а лишь терминологический характер. Так, Словарь русского языка определяет «вредоносный» как «крайне вредный, наносящий вред». «Вред-ущерб, порча», а вредный – «причиняющий вред, опасный». Термин «опасный» определяется как «способный вызвать, причинить какой-нибудь вред». Т. е. «опасность» и «вредоносность» - синонимы. Исходя из определений этих терминов, необходимо отметить, что вредоносное деяние не может не быть опасным, т.к . вред – это, по сути, и есть реализованная опасность. Позиция авторов, считающих, что общественная опасность свойственна не только преступлениям, но и иным (в том числе административным) правонарушениям нашла отражение и в законодательстве. Так, в ч.2 ст. 2 УК РФ указывается, что Уголовный кодекс определяет какие опасные деяния признаются преступлениями. Т.е. УК РФ включает в себя не все опасные деяния, а лишь какую-то их часть, требующую, по мнению законодателя, уголовного наказания. Административное законодательство, не включая признак общественной опасности в содержащееся в ч. 1 ст. 2.1. КОАП РФ определение административного правонарушения, в других нормах Кодекса указывает на его наличие посредством признания вреда, причиненного правонарушением. Так, ст. 2.2. КоАП РФ, определяя формы вины, говорит о предвидении (непредвидении) вредных последствий деяния и о желании (нежелании) их наступления. Ст. 4.2. КОАП РФ в числе обстоятельств, смягчающих административную ответственность, называет предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения. На причинение административным правонарушением вреда охраняемым законом интересам (следовательно, о его общественной опасности) указывают и другие нормы КОАП РФ. Устанавливая возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, ст. 2.9. КОАП РФ так же ориентирует правоприменителя на оценку совершенного деяния с точки зрения его общественной опасности. Общественная опасность как сущностный (материальный) признак административного правонарушения служит и законодателю и правоприменителю ориентиром для отнесения деяния к числу правонарушений, для установления более или менее строгих наказаний за его совершение, для избрания правоприменителем того или иного вида и размера наказания из установленных санкцией соответствующей нормы. Признание общественной опасности в качестве признака административного правонарушения означает, что деяние, лишенное его (если даже оно обладает всей совокупностью других признаков: противоправно, виновно, наказуемо), не может квалифицироваться как административное правонарушение. Так, гр. Ж. перешел улицу в неустановленном месте, нарушив тем самым правила дорожного движения. Однако на проезжей части улицы проводились ремонтные работы, в связи с чем проезд транспортных средств по ней был запрещен (закрыт). При таких обстоятельствах деяние гр. Ж . не может рассматриваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.29 КоАП РФ, т.к. он не создавал (и не мог создавать) угрозу безопасности дорожного движения. Указанные действия гр. Ж. лишены признака общественной опасности. Если общественная опасность является качеством объективно присущим определенным деяниям, то их противоправность устанавливается законодателем в нормах, запрещающих совершение таких деяний. Административным правонарушением может быть признано только такое деяние, которое запрещено КоАП РФ или законодательством субъектов РФ об административных правонарушениях. Противоправность является юридическим выражением общественной опасности. Признавая общественную опасность деяния, законодатель юридически запрещает его совершение под страхом административного наказания. Административная наказуемость является неотъемлемым признаком административного правонарушения. Запрещённое законом общественно опасное деяние признаётся административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусматривается административное наказание. Следует иметь в виду, что нарушение не каждого административно-правового запрета влечёт привлечение нарушителя к административной ответственности. Например, правилами пользования метрополитеном запрещается подходить к краю платформы за ограничительную линию; при нахождении на эскалаторе заходить за ограничительную линию ступени, касаться его неподвижных частей. Однако за совершение этих действий ст.10.9.КоАП г. Москвы «Нарушение правил пользования метрополитеном и ММТС» не предусмотрено административного наказания. Следовательно, эти действия не являются административным правонарушением. Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершённого деяния. Вина выражает психическое отношение лица к содеянному и его последствиям. Для признания деяния правонарушением надо установить, что оно являлось проявлением разумной воли, то есть продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение общественно опасное, противоправное и административно наказуемое деяние, совершённое помимо воли, лицом не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчёт. Так, не может быть признано административным правонарушением нарушение правил дорожного движения, произошедшее в результате того, что водитель автомобиля, внезапно потерял сознание, не мог управлять им и автомобиль выехал на полосу встречного движения. Не являются административными правонарушениями и общественно опасные, административно противоправные и административно наказуемые деяния малолетних и лиц, совершивших эти деяния в состоянии невменяемости. Исходя из всего вышесказанного, представляется возможным сделать вывод, что любое административное правонарушение характеризуется совокупностью рассмотренных признаков (общественная опасность, противоправность, виновность, административная наказуемость). Также, необходимо подчеркнуть, что отсутствие любого из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно может быть признано либо правомерным поведением, либо правонарушением другого вида. 1.2 Состав административного правонарушения Обладая рассмотренными ранее общими признаками, каждый вид административного правонарушения характеризуется своими специфическими признаками, отличающими один их вид от другого. В них конкретизируются общие признаки административных правонарушений применительно к тому или иному их виду. Так, общественная опасность мелкого хулиганства (ст.20.1. КоАП РФ) выражается в нарушении общественного порядка, противоправность проявляется в совершении таких действий, как нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества. Применительно к незаконному обороту наркотических средств (ст.6.8. КоАП РФ) общие признаки административного правонарушения наполняются иным содержанием: незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ и другое. Таким образом, указывая наиболее важные юридически значимые признаки, законодатель определяет каждый вид административного правонарушения. Совокупность установленных законом признаков, характеризующих общественно опасное, противоправное, виновное и административно наказуемое деяние как конкретный вид административного правонарушения именуется составом административного правонарушения. Описание признаков состава того или иного административного правонарушения содержится в нормах Особенной части КоАП РФ (в аналогичных нормах законодательства субъектов федерации). Однако в них указывается не все признаки состава, а лишь те, которые характерны для данного вида административного правонарушения и необходимы для его индивидуализации (для отграничения от других правонарушений и от правомерного поведения). Указания на иные (общие для всех) признаки содержатся в нормах Общей части КоАП РФ. Так, при отсутствии в тексте ст.20.1. КоАП РФ указания на то, что изложенные в ней действия могут быть признаны административным правонарушением (мелким хулиганством), если они совершены виновно вменяемым лицом, достигшим 16-летнего возраста, подразумевается, что эти признаки (указанные в ст.2.2;2.3;2.8 КоАП РФ) органически входят в состав данного правонарушения (как и любого другого). Нормы КоАП (РФ и её субъектов) содержат указания далеко не на все признаки административных правонарушений. Каждое из них как явление реальной действительности обладает множеством своеобразных признаков. Так, мелкое хулиганство может быть совершено на улице или в общественном транспорте, в дневное или вечернее время, лицом, находящимся в состоянии опьянения или в трезвом виде. Однако не все признаки совершённого административного правонарушения имеют юридическое значение. К ним относятся лишь те, которые в соответствие с законом определяют правовые последствия совершённого деяния. И лишь наиболее важные из них, отражающие специфические свойства общественно опасных деяний, используется законодателем для конструирования составов тех или иных административных правонарушений. Будучи закреплёнными в правовой норме, эти признаки становятся обязательными. Отсутствие в совершённом деянии одного из указанных в правовой норме признаков состава означает, что лицо не совершило правонарушение, предусмотренного данной нормой (отсутствие состава правонарушения). Таким образом, состав административного правонарушения можно считать своеобразной правовой моделью правонарушения, включающей в себя совокупность определенных юридических признаков. Если признаки административного правонарушения являются общими для всех административных правонарушений и не учитывают их индивидуальных черт, то признаки состава – это конкретная правовая характеристика конкретных видов правонарушений (мелкого хулиганства, мелкого хищения, незаконного оборота наркотических средств и др.). При описании многочисленных составов административных правонарушений законодатель стремится к максимальной конкретизации их признаков. Учебная программа не предполагает изучение признаков всех составов административных правонарушений, содержащихся в КоАП РФ и в нормах законодательства об административных правонарушениях субъектов Федерации. Однако правоохранительная деятельность требует готовности к уяснению признаков состава и правильной квалификации любого административного правонарушения. Решению этой задачи поможет рассмотрение признаков составов административных правонарушений в обобщенном виде, что позволяет сформировать представление обо всех составах административных правонарушений. Административное правонарушение, являясь поведенческим актом, представляет собой единство внешних действий (поведения) и сознания, т.е. объективных и субъективных моментов. В связи с этим в юридической науке выделяют объективные и субъективные элементы состава и соответствующие им признаки. Объективные признаки состава характеризуют объект противоправного посягательства и внешнее выражение деяния. В субъективных признаках отражаются юридическая характеристика лица, совершившего деяние и психическое отношение этого лица к содеянному и его последствиям. В свою очередь, среди объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения имеются как обязательные так и факультативные признаки. Обязательные признаки присущи всем без исключения составам (например, та или иная форма деяния и вины), отсутствие в деянии одного из них означает отсутствие состава административного правонарушения. Факультативными именуются признаки, которые характерны лишь для некоторых составов административных правонарушений (например, общественное место - для противоправного распития спиртных напитков- ст. 20.20 КоАП РФ) и не имеют юридического значения для правовой оценки (квалификации) других правонарушений (например, мелкого хищения- ст. 7.27 КоАП РФ) 2. Объективные признаки состава административного правонарушения 2.1 Понятие, виды и характеристика объекта административного правонарушения К числу объективных признаков относятся признаки, характеризующие объект и объективную сторону административного правонарушения. Объектом административного правонарушения являются охраняемые административным правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение. Деяние может быть признано административным правонарушением лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям. Все общественные отношения, признаваемые объектами административных правонарушений, охраняются санкциями административно-правовых норм. Законодательством об административных правонарушениях охраняется множество общественных отношений, складывающихся в различных сферах жизни общества и деятельности государства. В обобщенном виде вся совокупность этих отношений изложена в ст. 1.2 КоАП РФ, формулирующей задачи законодательства об административных правонарушениях (личность, права и свободы человека и гражданина, здоровье граждан, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, порядок управления, общественный порядок, собственность и др.). Любое административное правонарушение посягает на одно (или более) из общественных отношений, составляющих эту совокупность. Вся совокупность общественных отношений, находящихся под охраной административно-правовых норм, в правовой науке именуется общим объектом административных правонарушений. Группа однородных, близких по содержанию или сфере (отрасли) возникновения и существования общественных отношений именуется родовым объектом. Такая относительно самостоятельная группа отношений является частью общего объекта административного правонарушения. Выделение родовых объектов необходимо законодательно для систематизации соответствующих административных правонарушений. Они группируются в главах Особенной части КоАП РФ именно по признаку родового объекта (гл. 5 – административные правонарушения, посягающие на права граждан; гл. 6 - административные правонарушения, посягающие на здоровье; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность и т.д.). Каждое отдельное административное правонарушение посягает не на всю группу общественных отношений, составляющих родовой объект, а причиняет (способно причинить) вред отдельному конкретному отношению или нескольким отношениям. То конкретное отношение, на которое посягает административно правонарушение, именуется непосредственным объектом. Так, избирательные права как непосредственные объекты правонарушений, предусмотренных ст.ст. 5.1, 5.3, 5.4 и др. КоАП РФ или трудовые права (ст.ст. 5.27, 5.28 и др. КоАП РФ), будучи непосредственными объектами этих правонарушений, являются частью такого родового объекта, как «права граждан» (гл. 5 КоАП РФ), т.е. совокупности общественных отношений, связанных с реализацией политических, трудовых, семейных и др. прав граждан. Непосредственный объект правонарушения во многом предопределяет правовую оценку деяния. Одно и тоже деяние может посягать на разные общественные отношения и в зависимости от этого по разному квалифицироваться. Так, нецензурная брань признается мелким хулиганством лишь в случае нарушения этим общественного порядка. Если нецензурная брань, обращенная в адрес конкретного лица, произносится не в общественном месте, не нарушает общественного порядка, то она рассматривается как посягательство на честь и достоинство человека (оскорбление) и не может квалифицироваться как административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.1 КоАП РФ. Значительная часть административных правонарушений посягает лишь на какой-то один непосредственный объект. Например, правонарушение, предусмотренное ст. 12.9 КоАП РФ, (превышение установленной скорости движения), посягает на общественные отношения, обеспечивающие безопасность дорожного движения. Вместе с тем известны административные правонарушения, наносящие ущерб двум и более непосредственным объектам. Так, административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.24 КоАП РФ (нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), посягает одновременно и на безопасность дорожного движения и на здоровье человека. В составах, содержащих указание на два и более непосредственных объекта (многообъектные составы), выделяют основной и дополнительный непосредственные объекты. Основным признается то общественное отношение, ради защиты которого и издана норма. Так место статьи 12.24 КоАП РФ в системе иных норм главы 12 кодекса (административные правонарушения в области дорожного движения) позволяет определить безопасность дорожного движения как основной непосредственный объект этого правонарушения, т.к. именно он является частью родового объекта административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ. Дополнительным непосредственным объектом признается общественное отношение, которому причиняется вред при посягательстве на основной объект, что требует его административно-правовой охраны. Она и осуществляется включением в качестве дополнительного объекта в конструкцию состава административного правонарушения и этого общественного отношения. Наличие дополнительного объекта свидетельствует о более высокой опасности правонарушения и всегда влияет на его квалификацию, т.к. является обязательным признаком соответствующего состава административного правонарушения. Так в приведенных ранее примерах по ст. 12.9 КоАП РФ квалифицируется превышение скорости движения, не повлекшее последствий в виде причинения вреда здоровью потерпевшего. Максимальное наказание, предусмотренное санкцией этой статьи – лишение права управления транспортным средством на срок 4-6 месяцев. При причинении вреда здоровью потерпевшего, это же деяние квалифицируется по ст. 12.24 КоАП РФ, предусматривающей максимальное наказание в виде лишения права управления транспортным средством на срок от полутора до двух лет. Сущность общественного отношения, являющегося непосредственным объектом административного правонарушения, состоит во взаимосвязи его участников (субъектов). Ущерб этому отношению может быть причинен путем нарушения самой взаимосвязи субъектов (например, неисполнение распоряжения судьи – ст. 17.3 КоАП РФ), посягательства на их личные неотъемлемые блага (честь, достоинство – ст. 5.13 КоАП РФ), а также на предметы материального мира, по поводу которых складываются общественные отношения (например, имущество при совершении мелкого хищения – ст. 7.27 КоАП РФ). Являясь предметами общественных отношений на которые посягает правонарушение, такие предметы выступают как часть непосредственного объекта и именуются предметами правонарушения. При конструировании некоторых составов административных правонарушений законодатель называет предмет правонарушения, а иногда его отдельные характеристики, что имеет значение для квалификации правонарушений. Так, самовольное снятие или перемещения плодородного слоя почвы квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель), а самовольные заготовка или уничтожение мха, лесной подстилки квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.26 КоАП РФ (самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов) или, распитие в общественных местах пива или алкогольной продукции с содержанием спирта менее 12% предусмотрено ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции крепостью более 12% - ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ, а потребление в общественных местах наркотических средств или психотропных веществ квалифицируется по ч.3 этой статьи. Делая вывод по всему сказанному, необходимо отметить, что в ряде случаев предмет правонарушения имеет определяющее значение для разграничения административных правонарушений и смежных (однообъектных) составов преступлений. Так, предметом мелкого хищения (ст.7.27 КоАП РФ) является чужое имущество стоимостью не более 1000 руб. Если его стоимость превышает указанною сумму, то деяние оценивается как преступление. 2.2 Характеристика объективной стороны административного правонарушения Объективная сторона состава административного правонарушения – это совокупность указанных в административно-правовой норме признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения. Административное право, как и иные отрасли права, не признает правонарушением мысли, желания, психические состояния человека. Оно предусматривает юридическую ответственность лишь за совершение запрещенных действий или невыполнение лицом правовых обязанностей. В связи с этим обязательным признаком объективной стороны состава административного правонарушения является деяние лица, которое может выражаться в форме действия или бездействия. Нет противоправного деяния – нет административного правонарушения. В зависимости от конструкции состава административного правонарушения объективная сторона может выражаться в совершении однократного (простого) действия (например, появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность – ст. 20.21 КоАП РФ) или в совершении нескольких действий (сложное действие). В последнем случае объективная сторона может включать в себя два или более альтернативных действий, совершение любого из которых достаточно для признания поведения лица правонарушением (например, незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств – ст. 6.8 КоАП РФ). Объективная сторона административного правонарушения может выражаться и в совокупности двух различных действий, каждое из которых должно быть совершено лицом, что бы деяние можно было квалифицировать как правонарушение (например, незаконное изготовление и использование нагрудных знаков депутатов Московской городской Думы и членов Правительства Москвы – ст. 14.10 КоАП г.Москвы). В отличии от действий, бездействие выражается в пассивном поведении лица, которое в силу своего служебного (должностного), семейного положения или по прямому правовому предписанию обязано совершить определенные действия. Так, родители обязаны заботиться о содержании и воспитании несовершеннолетних детей. Невыполнение этих обязанностей образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 5.35 КоАП РФ. Должностное лицо обязано по представлению органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, принять меры к устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушения. Непринятие таких мер образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.19.6 КоАП РФ. Бездействие (как объективная сторона состава) не тождественно физическому бездействию человека. Уклоняясь от исполнения обязанности, лицо может вести себя достаточно активно. Однако если его действия направлены не на исполнение обязанности, а на уклонение от её исполнения, то юридически такое поведение признается противоправным бездействием. Так, уклоняясь от исполнения законного требования сотрудника полиции пройти медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, водитель транспортного средства убегает. Тем самым он совершает административное правонарушение, предусмотренное ст. 12.26 КоАП РФ. Помимо указанных конструкций объективной стороны состава законодательству об административных правонарушениях известны и, так называемые, длящиеся правонарушения. Это правонарушения, начинающиеся с какого-то одного действия (бездействия), осуществляются потом непрерывно путем неисполнения обязанности, либо пребыванием лица в противоправном состоянии (проживание гражданина без регистрации, с просроченным паспортом; незаконное хранение наркотических средств или незаконное ношение государственных наград). Подводя итог да данному вопросу, необходимо сказать, что такие правонарушения длятся до фактического или юридического их прекращения. Фактическое прекращение возможно путем исполнения обязанности (лицо, проживающее без регистрации, зарегистрировалось) или в результате изменения обстановки (утрачено или потреблено незаконно хранящееся наркотическое средство). Юридическое прекращение длящегося правонарушения выражается в привлечении лица к административной ответственности. Если после этого лицо не изменило своего поведения, то оно совершает новое административное правонарушение. 2.3. Характеристика факультативных признаков объективной стороны административного правонарушения К числу факультативных признаков объективной стороны состава административного правонарушения относятся: последствия совершенного деяния, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, способ, средства и обстановка совершения деяния. Совершение любого правонарушения влечет за собой вредные (негативные) для общества, граждан и государства последствия. Однако далеко не все из них являются материализованными, подлежат измерению и оценке. Поэтому в конструкции большинства административно-правовых норм, описывающих составы административных правонарушений, не содержится указаний на такие последствия. Подобные составы именуются формальными. Правоприменителю в этих случаях не требуются устанавливать фактические последствия содеянного, поскольку они не влияют на правовую оценку (квалификацию) совершенное деяния. Так, нецензурная брань в общественных местах и другие действия, оцениваемые законодателем как мелкое хулиганство, оскорбляют честь и достоинство граждан, негативно влияют на настроение людей, находящихся в общественных местах. Однако эти предполагаемые последствия таких действий не включены в конструкцию состава, что освобождает правоприменителя от установления и доказывания подобных последствий. Достаточно установления лишь факта совершения действий, указанных в ст. 20. 1. КоАП РФ чтобы квалифицировать содеянное как мелкое хулиганство. Помимо так называемых формальных составов административному праву известны и материальные составы. Их конструкция включает указания, как на характер деяния, так и на его последствия. Так, в ст. 12.24 КоАП РФ наряду с описание противоправного деяния (нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства) указываются и его последствия: причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Объективная сторона материальных составов административных правонарушений помимо деяния и его последствий содержит и такой признак, как причинная связь между деянием и последствиями. О наличии причинной связи между противоправным деянием и его последствиями можно говорить лишь в том случае, когда деяние закономерно, с неизбежностью порождает последствия и предшествует ему, являясь его причиной. Не было бы противоправного деяния – не наступили бы указанные в правовой норме последствия. Так, водитель автомобиля следовал по участку дороги, где скорость движения ограничена до 40 км/ч, со скорость 70 км/ч. Заметив на проезжей части дороги пешехода, водитель принял меры к снижению скорости и остановке автомобиля. Однако тормозной путь автомобиля из-за высокой скорости оказался больше чем расстояние до пешехода и произошел наезд на последнего. Если бы водитель двигался с разрешенной скоростью (не нарушая ПДД) автомобиль остановился бы раньше и наезда на пешехода не произошло. В этом случае между деянием, предусмотренном ст....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: